Непал - Мустанг

Непал-Королевство Верхний Мустанг. Чистые Земли — путешествие вне времени и пространства. Часть 1

Путешествие в Непал и верхний Мустанг описывает исследование на этой территории традиций индуизма и буддизма.

Оглавление:

С большой благодарностью ко всем кто помог в организации и вел нас на протяжении всего пути зримо и незримо…

 

Итак, в год Деревянной Змеи 17-го цикла Рабджунг в 2152 году в тибетском летоисчеслении мы вступили в Чистые Земли.  Целью столь сложного пути было укрепить связь с Базой Атлантов в Тибете и исследовать прежде абсолютно закрытую территорию королевства Верхний Мустанг (Ло Монтанг).

королевство Верхний Мустанг

Шалиграмы — дары реки Кали-Гандаки

Весь наш путь от начала и до конца проходил в долине реки Кали-Гандаки (Великая Черная), которая по свидетельствам старше Гималаев. В долине реки находят весьма древние окаменелости Шалиграмы — аммониты скрытые в темном гладком камне. Их считают священным воплощением бога Вишну, одной из его многочисленных форм проявления, а в Буддизме священной персонификацией Будды. В каждом брахманском доме Шалиграм занимает на алтаре почетное место и особым образом почитается. Дары Кали-Гандаки действительно уникальны, они несут в себе память древнейших времен и событий на планете, некоторые из них наполнены не просто аммонитами, а чем то более похожим на особый сплав металлов.

 

река Кали-Гандаки
река Кали-Гандаки

 

Шалиграм
Шалиграмы

 

Катманду и Патан. Невары

Путешествие наше началось в столице Непала Катманду, король Непала до недавнего времени был живым воплощением бога Вишну, а культ богини Кумари Шакти жив, актуален и крайне важен и в настоящий момент времени. В Катманду главенствует индуизм, много шиваистских храмов, много храмов в которых приносят кровавые жертвы локальным богам, таким как например бог богатства Ганеша или богиня смерти Кали. Но буддизм в столице также широко представлен и он уходит своими корнями в древний неварский Буддизм (форма Ваджраяны), пуджи или ритуалы здесь служат по старым, древним санскритским текстам, которые не открывают (*примечание: невары — местное коренное население Непала). Службы закрытые, в эти храмы не имеет право зайти не неварец, можно лишь наблюдать и смотреть со стороны, это сильно отличается от привычных нам вариантов буддизма. Жрец или Хранитель храма является продолжателем особого брахманского рода неваров — касты священников, эта роль передается от отца к сыну, цепочка передачи может быть внушительной, 20 поколений и более… Здесь сильно активна и соблюдается кастовая система. На многих храмах есть изображение Нагов и Нагинь рядом или вместе с фигурами Будд или индуистских божеств, так как у неваров сохранился синкретизм традиций.

Сваямбунатх. Вход в неварский храм
Сваямбунатх. Вход в неварский храм
Неварский храм внутри
Неварский храм внутри

Культ Кумари Дэви

Невары имеют свой, выделенный город Лалитпур (город красоты) новое название Патан, с очень условной границей с Катманду. Здесь, в один из последних дней нас повезли на аудиенцию во дворец Кумари Деви, девочки, в которой по традиции воплощается сама богиня. На роль Кумари выбирают маленькую девочку из неварского рода особой касты. Вместилищем богини она может быть лишь до того как у нее «прольется первая капля крови». Ей поклоняются, она участвует в больших праздниках как инкарнация богини, но главная роль Кумари сводится к тому, что астрологи и жрецы по ее поведению делают предсказания и прогнозы для страны, надо сказать довольно точные. Женский культ Кумари сильно распространен, таких Кумари в Непале несколько, та к которой привезли нас, скажем так, второстепенная и на роль воплощенной богини совсем не тянула, поэтому на фото ниже вариант на мой взгляд гораздо более подходящий.

 

 

Кумари
Кумари Дэви
Патан. Дух защитник дома
Патан. Дух защитник дома

 

В центре Патана сохранилось большое количество аутентичных построек, невары во все времена считались искусными архитекторами, скульпторами, ювелирами и жрецами хранителями традиций. Все старые дома внутри города имеют внутренний двор, в центре которого стоит домашний алтарь, жители дома регулярно собираются на ритуалы и приносят подношения на алтарь (свечи, цветы, благовония, фрукты). Тут мы также столкнулись с синкретизмом традиций: домашние божки богатства Ганеши соседствовали с Буддами, Нагами и Нараяной (бог Вишну). Я заметила, что при построении алтарей, невары использовали любопытный прием, в центре находилось божество внутри сложного геометрического пространства-мандалы, а вокруг него снаружи (как бы в миру людей) располагались фигурки-вольты молящихся на него. Таким образом, процесс ритуала поддерживался всегда в активной фазе и без присутствия людей.

Патан. Алтарь во внутреннем дворе дома
Патан. Алтарь во внутреннем дворе дома
Патан - центр города
Патан — центр города

 

Мы двинулись к центру Патана и волею судеб попали на большой праздник и фестиваль Будда Пурнима и Курма Джаянти в день Полнолуния когда по календарям Востока соединяются два события:

  • Будда Пурнима — рождение, просветление и уход Будды
  • Курма Джаянти — день, когда Вишну принял облик черепахи, чтобы спасти мир

Нам удалось посмотреть на Патан с высоты птичьего полета из кафе напротив и просканировать территорию. Было абсолютно понятно что это Место Силы, энергетически выделялось несколько точек:

  1. Главная из них — Храм Таледжу (*примечание: Таледжу — Богиня, почитаемая неварцами, считается покровительницей королей династии Малла, также Таледжу — покровительница государства в целом). Как оказалось, это храм в который привозят Кумари, со слов гидов вход туда воспрещен почти всем. Один раз в год в Таледжу привозят главную Кумари для главного ритуала, который как бы подтверждает что на территории есть богиня, воплощенная Дурга и дает возможность «читать» по ней события будущего. По ощущениям, Храм обладал сильной Инь энергетикой, внутри чувствовалось наличие древних текстов и артефактов
  2. Храм Кришны — иллюстрация качеств красоты, гармонии и баланса энергий.
  3. Сам Королевский дворец в котором на данный момент находится музей и довольно много старинных статуй богов.
  4. Еще четыре точки, вероятно, храмы, расположенные по 4 сторонам света, как бы замыкающие периметр главной королевской площади. Под площадью ощущались пустоты, как если бы там были подземные полости или пещеры.
Патан. Храм Таледжу
Патан. Храм Таледжу

 

Катманду и Патан по энергетике мне сразу чем то напомнили Прагу — огромный многослойный энергетический пирог, где нижние энергетические сплетения, словно корни, включают в каналы темных богов, а верхние, подобно кроне Великого Дерева в светлых божеств. Каждый здесь найдет свое. Существует легенда о том, как индуистские жрецы богини Кали Дурги пришли на территорию Праги и указали чешской княгине во сне на то, что здесь должен быть построен город великой Богини, не удивлюсь, если теми жрецами были именно невары…

Буддистские ступы. Боднатх (Боуда)

Не могу не написать про буддистские ступы в городе, они прекрасны и интересны, каждая по-своему, но тянуло к Боднатху, каждый вечер в городе мы проводили именно там. Вокруг старого храмового комплекса VI века выстроено множество монастырей и школ разных буддистских линий, именно здесь ощущается «крона Дерева» и плотный, светлый поток энергии.

Любая буддистская ступа (*в переводе с санскрита верхушка\вершина горы) представляет собой персонификацию Мироздания и священную гору Меру. Выстраивают ступу по определенному принципу: в центр закладываются реликвии и мощи будд, святых, каждая часть сооружения сакральна и символизирует пять первоэлементов, что указывает посвященному на Алхимию Духа:

  • Земля — самая нижняя часть ступы, основа, часто это квадратное основание
  • Вода — вторая часть ступы, обычно, выстраивается в форме большого сосуда или чаши
  • Огонь — третья часть находится над «водой» в виде конуса или пирамиды
  • Воздух — располагается над «огнем», обычно, в виде крутящегося зонтика со множеством элементов
  • Небо (Эфир, Жизнь) или пространство — располагается над «воздухом» и состоит из символов Луны, Солнца и драгоценного или Философского камня

Считается, что ступа поставленная в правильном месте, построенная и инициированная по всем канонам, приносит людям и самой территории защиту, благословение, исполнение желаний  и возможность духовной эволюции.

ступа Боднатх, Боуда
ступа Боднатх

 

И днем, и ночью вокруг Боднатха по часовой стрелке ходят кору (ритуальный обход) Ламы, обычные монахи, люди разных возрастов и национальностей, всех это место принимает, во всех раскрывает самое лучшее. Множество людей, большой эгрегор двигается в едином порыве и мысли их направлены здесь на главное что постулируется в буддизме: «что бы ты не делал и не желал — все это посвящай просветлению и счастью всех живых существ на планете». Таким образом убирается чрезмерное Эго, а вместе с ним и препятствия на жизненном Пути человека. Боднатх не зря считается центром буддизма в Непале, при медитации здесь очень мягко, но довольно быстро поднимается Точка Сборки, на месте ступы возникает образ многомерного Сверх существа или Будды. Становится возможным «диалог» с Системой и Учителями или инсайт (прямое знание) в режиме вопрос-ответ, за счет того, что самая верхняя часть Боднатха резонирует с так называемой 8 чакрой — чакрой Будды. Место это незримыми  энергетическими линиями связано с горой Кайлас , священной, если не для всех, то для многих конфессий, ранее через Боднатх проходил путь из Тибета в Индию.

Все кто был там со мной каждый вечер, чувствовали, что это особая зона буддистского Договора в шумном, пестром Катманду, наполненном локальными «шкатулками» храмов, посвященным индуистским богам и божкам. На Боднатхе мы морально готовились к нелегкому пути, который нам предстояло пройти в Мустанге.

Парпинг — Чистые земли Падмасамбхавы

Парпинг или пещеры Асуров это небольшое местечко в пригороде Катманду. При организации поездки я очень просила включить его в программу и, как оказалось, не зря. Здесь какое-то время практиковал тантру легендарный буддистский Мастер и основатель линии Ньингма тибетского буддизма — Падмасамбхава также известный как Гуру Ринпоче. Мастер здесь оставил много следов своей высокочастотной практики — оплавленный камень, следы от тела, рук и ступней. Пещеры в которых он практиковал в данный момент используются для медитаций и являются мини храмами. Нам удалось в них какое-то время побыть и там действительно до сих пор чувствуется присутствие Мастера и некоторое количество энергетических печатей его практик. Здесь можно было легко настроиться на себя, как на эгрегор инкарнаций своих прошлых воплощений и особенно будущих воплощений, здесь время шло нелинейно, а сознание могло подняться над временной шкалой, собирая и объединяя свои Личности в единую структуру, обычно такую фигуру в эзотерической традиции именуют Патроном.

Парпинг. Пещера Асуров. Гуру Ринпоче

Парпинг. Пещера Асуров. Гуру Падмасамбхава

Парпинг - след руки у входа в пещеру Асуров
Парпинг — след руки Падмасамбхавы у входа в пещеру Асуров

 

Дакини Мандарава и Еше Цогьял

В Парпинге также находится небольшая пещера с образами самопроявленных Тар (*примечание: Тара — женская бодхисаттва, полностью просветленное существо в буддистской традиции), рядом с которой мы делали пуджу (ритуал) на благополучие, здоровье и удачу. Место сильное, в идеале, здесь, конечно нужно какое-то время жить и практиковать.

Парпинг. Самопроявленная Тара
Парпинг. Самопроявленная Тара

 

Тут я хочу более подробно остановится на тех, кого называют главными женами, Дакини — тантрическими партнершами и ближайшими ученицами Падмасамбхавы. Мы видели их во многих храмах Ло Монтанга (Верхнего Мустанга) рядом с фигурой Гуру Ринпоче. Их почитают как Тар или бодхисаттв, просветленных существ в женском обличии. Рядом с Мастером в больших гомпах (*примечание: гомпа — буддистский храм) изображают фигуру Мандаравы канонически справа от Падмасамбхавы и Еше Цогьял слева. Это две реальные исторические фигуры, статусные женщины, которые стали женами Падмасамбхавы, обучались у него и помогали в практике (так как в тантрической традиции крайне важен обмен энергиями):

  • Дакини Мандарава — индийская принцесса, жившая в 8 веке, была одной из самых образованных девушек Индии, отреклась от своего статуса, чтобы стать духовной супругой и практиковать метод практик долгой жизни вместе с Гуру Падмасамбхавой. Достигла полной реализации — бессмертия. Мандарава ассоциируется с Дакини, воплощающей чувственность и женское начало, ее главный мистический атрибут — зеркало, инструмент и символ Дзогчен (*примечание: Дзогчен (великая завершенность) продвинутая система практик, ведущая к просветлению, важнейшая часть школы Ньингма тибетского буддизма). Второй атрибут Дакини — ваза долгой жизни.
Дакини Мандарава
Дакини Мандарава

 

  • Дакини Еше Цогьял — тибетсткая принцесса, дарованная Падмасамбхаве в жены тибетским императором Трисонгом Дэценом. Ее имя означает «Победоносный Океан Изначальной Мудрости», а сама она является просветленной Дакини и буддийским учителем в традиции Ваджраяны, достигшем уровня, равноценного уровню Гуру Падмасамбхавы. В некоторых источниках Еше Цогьял называют инкарнацией  индийской богини Сарасвати (богиня мудрости, знания, искусства, красоты и красноречия). Она обладала феноменальной памятью, была писцом при супруге, записала и оставила много священных текстов, посвященных тайным духовным практикам. Еше Цогьял олицетворяет мудрость, изображают ее с атрибутом — ваза долгой жизни в левой руке и жестом благословения в поднятой правой руке. Гуру Падмасамбхава, перед тем как покинуть этот мир, предсказал ей долгую и активную жизнь, а затем новое рождение в теле Дакини Мачиг Лабдрон — основательницы традиции Чод (*примечание: практика Чод — практика тибетсткого буддизма, соединяющая традицию бонских шаманских практик и Дзогчен. Чод переводится как «отсечение», устранение привязанностей, мешающих полному просветлению сознания).
Еше Цогьял
Дакини Еше Цогьял

 

Духовные супруги и ближайшие ученицы Гуру Падмасамбхавы сыграли большую роль в его жизни, укрепили здоровье и продлили век Мастера. Они могут служить примером тантрического союза и духовного подвижничества. Интересно, что изображение главных жен Падмасамбхавы с ним рядом мы встречали в самых сильных и труднодоступных гомпах (храмах) Мустанга. Можно сказать, что это изображение — один из визуальных ключей к тантрическим практикам, трансформирующим тело и сознание.

(с) SelenaS

Продолжение следует… во второй части мы постараемся описать свой опыт в путешествии по королевству Ло-Монтанг — Верхний Мустанг.

Поделиться ссылкой >>