Волшебное зелье колдунья варила…
Листьев толченых сухих положила,
В ступке смешала с корнем заветным,
Бросила что-то еще незаметно..
Что-то под нос себе бабка бубнила,
Зельем горячим, она опоила…
Не для кого не секрет, что искусство Зельеварения существовало практически во все времена, начиная с древних практик и продолжая свое существование и развитие в античные времена, средневековье, новое время, встречаясь как в исторических источниках, так и в культурной мифологии и в эпосе.
В настоящее время словом «Зелье» обозначается некий настой или отвар (жидкая субстанция) на травах, который применяют как лечебное, отравляющее или же имеющее иное энергетическое действие средство. Исконно слово «Зелье» в славянских языках произошло от zelъ со значением «трава», т.е. изначально обозначало сбор из трав, а позже– «настой из трав», «лекарственная трава» или «отрава»- «варево из зелени».
Процесс создания Зелий или Зельеварение издавна было краеугольным камнем колдовства, символизируя таинственную и часто внушающую страх силу Ведьм. С древнейших времен и по сей день зелья являются по сути самыми распространенными для широкого социума формами магии в ведьмовской практике.
История развития традиции зельеварения
Древняя История
История зелий, их создания, применения и их связи с колдовством восходит к древним цивилизациям. Магические источники дают нам представление об использовании зелий древними расами, обитающими на Планете Земля до появления человечества. Например, знакомясь с цивилизацией Ариев (Ванов), мы узнаем о магическом зелье Сома– напитке Богов, который вызывал изменение состояния Сознания и позволял общаться с Богом Одином.
В древние времена науку «зельеварения» применяли повсеместно, она была главным методом борьбы с недугами. Первоначально зелья использовались в древних культурах в медицинских и ритуальных целях, первые люди использовали натуральные ингредиенты для создания лекарств и ядов. Знания о зельеварении передавались из поколения в поколение лекарями и жрецами, заложив основу для мистических зелий более поздних эпох.
В древнем Египте существовали зачатки фармации, в том числе практика создания зелий и эликсиров. Своими способностями славились жрецы, они владели многими, порой неизвестными до сих пор, секретами зельеварения. Египтяне умели использовать травы и масла в медицинских и ритуальных целях. В ряде папирусов, например таких как «папирус Эберса», относящийся к XVI в. до н.э. содержатся рецепты, сочетающие медицинские и магические практики.
Практика приготовления зелий и эликсиров также была широко распространена и в Древней Греции. Об этом, например, свидетельствует то, что Геродот рассказывал о представителях некоего рода, занимавшихся в 480 г до н.э. зельеварением и колдовством. Также о вере в приворотные зелья говорит речь Антифона, записанная в судебном процессе в древних
Афинах около 419 г до н.э. Она содержала в себе фрагмент защитной речи обвиняемой, в которой женщина заявила, что не собиралась отравлять своего мужа, а использовала любовное зелье, чтобы оживить брак. Речь Антифона ясно показывает, что афиняне практиковали и верили в приворотные зелья.
В эпоху, когда Древний Рим раскинул свои величественные тени по всему миру, его правители столкнулись с постоянной угрозой– угрозой отравления. Императоры и знатные римляне обратились к древнему искусству алхимии, объединяющую в себе искусство науки и таинство магии. В центре этой истории стоит «Митридатум»- смесь ядов, которую требовалось принимать ежедневно в небольших дозах. Этот загадочный эликсир был назван в честь царя
Митридата VI, который по легенде, сумел создать лекарство, делающее его невосприимчивым к любому яду. Также существовали и отдельные необычные практики, связанные с защитой от ядов. Например, некоторые императоры носили амулеты с защитными зельями, веря в их магическую силу отражать злой умысел. Были случаи, когда для создания мощнейших антидотов использовались самые изощренные ингредиенты, от яда змей, до редких трав, собранных в
определенное время года. До наших времен дошел труд Римского травника Диоскрида- «De Materia Medica»
сборник знаний о травах, который повлиял на практику приготовления зелий.
На Руси целебные свойства растений были известны с глубокой древности. С незапамятных времен лечили людей травами волхвы, ведуны и знахари. Первыми составителями и хранителями медицинских рецептов на Руси были волхвы- древнеславянские жрецы, мировоззрение придавало лечению сверхъестественный характер. Считалось, что волхвы не
только знали способы лечения, но и обладали чародейством.
Эпоха Средневековья и зельеварение
В средние века ассоциативная связь между колдовством и изготовлением зелий достигла своего апогея. Искусство целительства травами по-прежнему преимущественно оставалась в руках женщин. Услуги образованных врачей-мужчин стоили дорого и порой не приносили ожидаемого эффекта, поэтому люди продолжали искать помощи у мудрых знахарок-целительниц. Женщины могли найти исцеление только у ведуний (магия ведьм) – ведь только они знали толк в женских
болезнях, были знакомы с противозачаточными и приворотными средствами.
Однако важнейшие события, происходившие в истории, изменили отношение общества к женщинам, которым было ведомо искусство создания снадобий и целительства. Многочисленные эпидемии и войны поколебали равновесие между мужским и женским населением, что послужило началом распространения слухов о связи женщин с магическими силами. Из страха перед неизвестным, женщин лишили права заниматься траволечением и с сомнением приглядывались к их снадобьям. По мере распространения христианства по Европе, практики, которые когда-то считались безобидными или лечебными, попали под подозрение.
В основном женщин обвиняли в колдовстве, если они, также как и многие их предшественницы, использовали для достижения своих целей травы. Во время «Охоты на Ведьм» в XV-XVII веках приготовление зелий часто приводилось в качестве доказательства колдовства. Считалось, что женщины, которых обвиняли в колдовстве, варили зелья в злых целях, например, чтобы вызывать болезни или привораживать мужчин и устранять конкуренток.
В таких руководствах, как «Молот Ведьм» (1487) подробно описывались предполагаемые ингредиенты и способы применения ведьминских зелий, разжигая страх и паранойю. В итоге, вместе с «женщинами-ведьмами» было подавлено и народное знание в области медицины.
Однако, несмотря на это, в данный период все равно отмечается небывалый интерес к травам, алхимики, такие как Парацельс, экспериментировали с растительными и минеральными смесями, стирая границу между наукой и магией.
Новое время
Учение создания зелий и эликсиров, дошедшее до нас из древнейших времен, основывающиеся на тысячелетнем опыте, и понятное во всей своей глубине только магам, все таки дожило до наших дней. Травницы, заклинатели, знахари, сохранили часть накопленного опыта. С годами старым наследием стали интересоваться науки, медицина, фармакология,
ботаника. В настоящее время изучение исторических рецептов зелий позволяет получить представления о ранней фармакологии и психологии.
Зельеварение по-прежнему актуально, и широко практикуется в современном эзотерическом обществе, а также у многих приверженцев нетрадиционных медицинских практик. Современные зельевары используют различные ингредиенты, такие как травы, эфирные масла и экстракты растений для создания зелий, которые могут иметь лечебные, расслабляющие или стимулирующие свойства. Вместе с тем следует помнить, что создание зелий требует определенной подготовки и обладает определенными свойствами только будучи созданным опытным практиком.
Культурные репрезентации или о ведьмах и их магических зельях
Образ ведьмы с ее котлом, в котором варятся таинственные зелья, глубоко проник в культурные представления, отражая представления людей различных эпох о процессах работы снадобий и технике их приготовления. Рассказы и сказания о могущественных ведьмах, колдуньях, знахарках присутствуют практически в каждом народном фольклоре, начиная с мифов и легенд о Богах, продолжая повествования в устных и письменных сказаниях и по сей день.
Во многих античных источниках есть упоминания о волшебных снадобьях и мазях. Один из древнегреческих мифов, описанный Аполлонием Родосским в поэме «Аргонавтика», посвящен походу за Золотым Руном. Путешественники достигли цели с помощью Прометеева зелья, составленного волшебницей Медеей. Медея, дочь царя Колхиды Ээта и океаниды Идии, будучи жрицей в храме Гекаты, которая была связана с колдовством и обладала знаниями о могущественных зельях, научилась готовить зелья и использовала их как для лечения, так и для причинения вреда. Так с помощью одного из них, она усыпила дракона, сторожившего руно, чтобы помочь своему возлюбленному, а с помощью другого убила Пелия, в качестве отмщения.

В произведении Гомера «Одиссея» описывает другую богиню и волшебницу Цирцею, которая также была связана с богиней Гекатой, и использовала свои способности для уничтожения соперницы, когда морской бог Главк попросил помочь ему в любовных делам, вызвав ответные чувства нимфы и вместо этого Цирцея вылила в бухту не любовное зелье, а яд, превративший нимфу в жуткое чудовище.

Из кельтских мифов эпохи средневековья нам известен маг и мудрец Мерлин, и фея Моргана, которая обладала даром целительства. Кретьен де Труа в сюжетах своих романов описывает приготовленные Морганой снадобья, исцеляющие Эрека и Ивейна.

С колдовством мы сталкивается и в ирландской мифологии, так герой ирландской мифологии Талиесин служил у старой ведьмы Керидвен. Она владела магическим котлом и варила в нем зелье для сына, первые три капли которого должны были наделить необыкновенным умом. Когда Талиесин (Гвион) 3 капли попали ему на палец и мальчик, положив пальцы в рот, проглотил зелье, тем самым обрел дар великих знаний и мудрости.

Зелья ведьмы – это одна из самых загадочных и мистических составляющих сказочного мира. В сказках мы встречаем различные зелья, которые способны лечить, трансформировать или иначе влиять на реальность. Зачастую, в дошедших до нас в виде сказок историях, например таких, как «Гензель и Гретель», «Белоснежка», «Русалочка», «Карлик нос» ведьмы используют зелья, чтобы обмануть или навредить, что отражает общественные страхи и нравственные уроки.
В шекспировском Макбете знаменитые ведьмы варят зелье в котле, приговаривая «двойная, двойная работа и хлопоты, огонь горит и котел бурлит», создавая устойчивый образ колдовства.
Современное творчество, такое, как «Гарри Поттер» и «Зачарованные» продолжают поддерживать устоявшийся образ ведьмы, использующей зелья для своих целей.
Зелья Ведьмы или непосредственно о создании Эликсиров
Зелье ведьм – это заколдованный настой, который можно пить или использовать местно различными способами для достижения определенных целей. Когда готовится снадобье, происходит соединение свойств отдельных составляющих в единое целое, благодаря нагреванию, смешиванию, настаиванию с одновременным накладыванием заклинаний. Задача мастера зелий – извлечь из ингредиентов нужные свойства и соединить их в единую формулу, которая способна воздействовать на людей, предметы и ситуации.
Категории зелий у ведьмы и их классификация
В зависимости от цели воздействия можно выделить следующие категории зелий:
- Целительские (работа со оздоровлением организма)
- Боевые (работа с ситуациями, достижением конкретных целей)
- Алхимические (заряд артефактов)
- Зелья наведения Чар (создание определенного энергетического облика)
- Зелья, связанные с ведовскими практиками (выходы из тела)
Зелья работают на тонком уровне, точно воздействуя на определенные процессы. Их уникальность состоит в способности воздействовать на тонкие тела, обеспечивая получение необходимого результата, например:
- зелья муладхара-чакры (зелья, влияющие на физические показатели человека, иммунитет)
- зелья свадхистана-чакры, манипура-чакры (зелья, направленные на уплотнение эфирного и астрального тел, восстановление внутренних органов и омоложение организма, а также позволяющие совершать низкочастотные выходы из тела)
- зелья анахата-чакры (уплотнение первого ментального тела, возможность запитать организм жизненной энергией и активизировать интуицию – шестое чувство)
- зелья вишудха-чакры (зелья, направленные на достижение качеств привлекательности для социума)
- зелья аджна-чакры (зелья, воздействующие на параметр сознания, включение ясновидения, наведение иллюзий и чар)
- зелья сахасрара-чакры (выход на высшие энергетические уровни, получение сил из вне)
Ингредиенты для магического зелья ведьмы
По сути, зелье состоит из растений, трав, грибов и воды. Растений– как основного магического ингредиента, обладающего определенными свойствами, которые необходимы для получения результата, а воды – как инструмента, позволяющего выделить из ингредиентов полезные свойства и раскрыть магический потенциал ингредиентов.
В определенных случаях помимо ингредиентов растительного мира для приготовления зелий могут быть использованы также различные кристаллы, усиливающие эффект зелий, закрепляя редкие эффекты ингредиентов. В этом случае несъедобные компоненты должны быть удалены из зелья до его употребления.
При приготовлении зелий стоит помнить, что создание зелий – это прежде всего наука, требующая определенного опыта и знаний. Использование неправильных ингредиентов или неправильных пропорций может иметь негативные последствия для здоровья (что является негативным фактором, если, конечно, в этом и не заключается основное свойство зелья). При подборе ингредиентов значение придается не только свойствам каждого отдельного ингредиента, но и тому, как компоненты были заготовлены с учетом времени/места сбора, в каком виде (магической форме) предполагается их добавление в зелье, а также учитывается и сочетание компонентов между собой.
Травы и растения
На протяжении столетий таинственные силы приписывались определенным диким растениям, цветам и травам. Каждая трава или pастение имеет свое предназначение в мaгичeских ритуалах и может быть использована для достижения определенных целей.Приведем некоторые примеры:
Для защиты:
Можжевельник, Лаванда, Сирень, Лайм, Мандрагора, Лавр, Герань, Полынь
Для оздоровления:
Гвоздика, Можжевельник, Жимолость, Полынь, Эвкалипт, Роза, Мята, Тимьян
Для магической энергии:
Драцена, Имбирь, Гвоздика, Мандарин, Ваниль
Для богатства:
Миндаль, Базилик, Кедр, Мускатный орех, Апельсин, Шалфей, Мирра
Считается также, что значительное влияние на магичеcкие свойства трав и растений, оказывают астрологические факторы. Планеты и знаки Зодиака‚ ассоциированные с определенными растениями‚ придают им особую энергетику и магическую силу, в соответствии с характеристиками планет/знаков зодиака/стихий. Учитывая астрологические факторы‚ маги могут создавать магические смеси и зелья‚ сочетая свойства растений‚ ассоциированные с различными планетами и знаками‚ для достижения определенных целей.
Ниже представлен пример разных типов целей вместе со списком планет и стихий, которые управляют этими целями:
- Власть, энергия – Солнце, Марс, Огонь
- Исцеление, здоровье – Луна, Марс, Огонь, Вода
- Красота – Венера, Вода
- Мудрость, ум – Меркурий, Воздух
- Работа– Солнце, Юпитер, Земля
Так, например, согласно книгам по Викканской магии можно встретить такие примеры соответствий:
Солнцу соответствуют такие растения как Лавр, Дуб, Апельсин, Кедр, Сандал; Луне – Лотос, Жасмин, Лаванда, Виноград, Мята; Меркурию – Укроп, Тмин, Фенхель; Венере – Роза, Кардамон, Сирень, Иланг-Иланг, Гиацинт.
В свою очередь Огню соответствует Лавр, Корица, Гвоздика, Кедр; Земле соответствует – Папоротник, Кипарис, Вербена; Воздуху соответствует Акация, Майоран, Петрушка, наконец Воде соответствуют Лилия, Лотос, Камфара, Вишня, Жасмин, Иланг-Иланг.
Помимо известных всем современных названий растений и трав, в ряде рецептов мы можем столкнуться с неизвестными, странными, а иногда и пугающими названиями ингредиентов. Секретные наименования трав были необходимы по двум причинам: во-первых, они защищали ингредиенты зелья, а во-вторых, охраняли ведьму. Если никто не знал или не понимал ее заклинаний и чар, ведьма с меньшей вероятностью подвергалась преследованию за их применение. Использование секретных названий для трав было методом самосохранения для первых колдуний. Для современных их последовательниц применение секретных имен — это скорее способ отдать дань уважения прошлому и сохранение знания о том, что эти тайны нужны для защиты тех, кто ими пользуется.
В «Фармакопее ведьмы» (1999) Пег Алои приводит секретные названия многих трав, которые были распространены в викканской традиции:
Понимание свойств трав и растений, способов их применения для различных целей, возможности замен и сочетаний позволяет получить максимально полный спектр зелий для реализации необходимых целей.
Минералы и другие вещества
Таинственное царство самоцветов всегда соседствовало смиром магии. Изнатуральных камней изготавливали обрядовые атрибуты (шары для предсказаний, зеркала, кинжалы), ихносили вкачестве талисманов цари, вожди ижрецы. Шаманы разработали методику гадания накамнях, асовременные прорицатели вырезают наних руны. Параллельно сэзотерическими учениями развивается литотерапия— методика лечения сиспользованием кристаллов изаряженной воды. Такие компоненты часто использовались в различных алхимических процессах, которые, как считалось, изменяли физические и духовные свойства:
- для общего укрепления организма: цитрин (сильное воздействие); янтарь (сильное воздействие); шунгит (среднее воздействие); кремень (среднее воздействие); агат (слабое воздействие);
- для гармонизации семейных отношений, налаживания интимной жизни: сердолик (сильное воздействие); розовый турмалин (сильное воздействие); морганит (сильное воздействие); гранат (сильное воздействие); жемчуг (слабое воздействие); розовый кварц (среднее воздействие); родонит (среднее воздействие);
- для раскрытия экстрасенсорных способностей иповышения уровня личной силы (актуально для практикующих магов): аметист (сильное воздействие); горный хрусталь (сильное воздействие); обсидиан (сильное воздействие); морион или черный кварц (сильное воздействие, налаживает контакт сдухами); раухтопаз (среднее воздействие); ларимар (среднее воздействие);
Кристаллы добавляются в зелье для усиления эффекта воздействия, а также переноса свойств кристалла в зелье, однако при использовании необходимо быть твердо уверенными, что кристалл не будет поврежден водой и не физическая составляющая не попадет в зелье:
- гематит – может дать ржавчину
- лабрадор – растворится
- малахит – в горячей воде может расколоться, также в воде токсичен
Для приготовления эликсира подходят натуральные камни без обработки лаком имаслами, без искусственного окрашивания ипропитывания чем-либо. Подходят как природные кристаллы иокатанные минералы, так иограненные, полированные (огранка поможет избежать попадания вводу мелких осколков). Количество камней для зарядки воды зависит отсилы воздействия конкретного минерала.
Вода, простая и не очень
Для того, чтобы правильно приготовить зелье – необходимо правильно подобрать все компоненты. Не меньшее значение придается выбору воды.
Считается, что оптимальной водой является колодезная, родниковая, ключевая или дождевая вода. Естественно она должна быть собрана не в запыленном городе, а на природе, в лесу, в поле – за городом. Использовать воду из под крана крайне нежелательно, из-за наличия в ней лишних примесей и вредных микроорганизмов. Чтобы обезопасить себя, водопроводную воду приходится кипятить, однако при этом она теряет и свои полезные свойства. Поэтому в городских условиях можно использовать фильтрованную через угольный фильтр воду, либо замороженную родниковую или минеральную воду, которая продается в бутылках.
Инструментарий для приготовления зелий

Котел — один из главных предметов, необходимых для приготовления зелий. Этот издревне используемый приготовления пищи сосуд стал неотьемлемой составлящей магических традиций и ритуалов. Котел – воплощение женского начала и плодородия, вместилище, в котором происходит трансформация.
В идеальном представлении котел должен быть сделан из металла, иметь три ножки и суженное горло. Котел может быть разных размеров в зависимости от объема зелья и входящих в него ингредиентов.
Самый древний котел – котел Баттерси – был найден в Лондоне в 1861г. Сейчас он хранится в Британском музее. Котел изготовили около 3 тысяч лет назад из семи листов бронзы. В верхней части есть 2 кольца-ручки, горловина гофрирована на прочности и укреплена ободом.
Гримуар ведьмы по зельям
Это личный дневник ведьмы, в котором собираются все знания, законы, ритуалы, правила колдовства, а также рецепты зелий, с описанием ингредиентов, пропорций, процесса приготовления зелий, отражающие ее личный опыт.
Ритуал создания Зелья
Варить зелье – это всего лишь одна из сторон его создания. Зелье Ведьмы формируется не только из определенных ингредиентов, но и из особой энергии и намерения ведьмы. Своим намерением ведьма формирует необходимую «формулу» — мыслеформу, соответствующую заданной цели, и использует свою энергию для придания зелью его особых свойств и способности изменять реальность. Ведьма варит зелье с учетом своих знаний о магии, а также с использованием своего интуитивного чувства и опыта.
Важными ингридиентами в зельях являются не столько химические составляющие, сколько структурная информация, содержащаяся в них олли или духа растений. Качество зелья напрямую зависит от того, насколько грамотно подготовлен человек, занимающийся его приготовлением.
Заключение
История зелий и колдовства – это богатое полотно, сотканное из нитей древней практики, культурной мифологии и человеческой психологии. Искусство создания зелий играло важную роль в различных культурах и народах на протяжении многих веков. От целебных снадобий Древнего Египта до устрашающих зелий средневековых ведьм – зелья символизируют пересечение природы, магии и веры. По мере развития общества меняется и наше понимание этих мистических эликсиров, отражающее непреходящее восхищение способностью трансформировать и превосходить обыденное.
И по сей день Зельеварение остается интересной и загадочной областью магического Искусства, которая продолжает привлекать людей своими возможностями и таинственностью. Пройдя проверку временем, рецепты Зелий и техники их изготовления дошли до нас. Теперь остается только воспользоваться опытом, знаниями поколений, вобрав все лучшее, подходящее для ваших целей и обстоятельств.
(с) Елена К.
Используемая литература:
- Цикл лекций Школы Магии Pad-ma «Ведьмин котел»
- Папюс «Практическая магия»
- Р. Бакленд «Полная книга ведьмовства. Классический курс Викки»
- С.Каннингем «Викканская магия. Настольная книга современной ведьмы»
- С.Каннингем «Рецепты волшебных снадобий»
- Подколзина В.А. «Большая книга магии и колдовства»
- Джуди Энн Нок «Колдовские травы. Ведьмовской путеводитель по тайным силам растений»