Шаманизм — древнейшая религия мира, основой этого искусства является возможность Шамана входить в транс и общаться с духами. Обычно этот процесс называют Камланием. Представители данного культа используют различные стимуляторы, в том числе природные галлюциногены для входа в «рабочее состояние». Многие галлюциногены растительного происхождения Шаманы называют «плотью» или «пищей» Богов.
Основная работа Шаманов строится на тонких планах. Шаманов разделяют на «темных» и «светлых»:
- Темные Шаманы работают с нижними мирами, в основном это мир сефиры Есод, сефиры Малькут и сефиры Ход на Дереве Сефирот
- Светлые Шаманы проводят свою работу в светлом мире сефиры Тиферет и сефиры Нецах
Дерево Сефирот — древо жизни
Чтобы эффективно работать и удерживаться в этих мирах Шаман использует различные инструменты: это могут быть артефакты (костюмы, бубны, зеркала), а также различные стимуляторы из растительного происхождения или другого органического сырья. Для обычного человека такой опыт может быть смертельно опасным, однако для опытного Шамана это ключ к мирам, описанным выше. В данной работе мы рассмотрим организмы (грибы, растения, животные), которые Шаманы используют в своей работе.
Ядовитые животные
Южный Шаманизм традиционно в своих практиках использует яд пресмыкающихся, таких как Камбо (гигантская листовая лягушка), яды некоторых змей, здесь мы подробно рассмотрим яд Колорадской жабы.
Колорадская жаба
Одним из самых известных животных, которые используются в шаманских практиках является жаба колорадская. Про эту жабу я знаю уже давно, в связи с особенностью профессии и интересом к амфибиям. Некоторые из холоднокровных животных обладают смертельным для человека ядом и предупреждают о нем своей яркой окраской. Но некоторые, такие как колорадская жаба, имеют гораздо более скромный окрас. Однако этот вид амфибий получил широкую известность в узких кругах. Среди практикующих Шаманов она используется не так часто, зато применяется в красочных ритуалах среди туристов (хоть это и не совсем законно).
Буфо Альвариус — также известная как жаба пустыни Соноран или жаба реки Колорадо, — это вид жаб, обитающий на северо-западе Мексики и в некоторых южных штатах США. Эта жаба отличается от других тем, что вырабатывает специфический яд. Хотя обычно яд ядовит при попадании в организм человека, высушенный яд можно курить или наносить на кожу для получения интенсивного и кратковременного психоделического эффекта. Хотя нет четких свидетельств использования Буфо Альвариус в традиционном шаманизме, психоактивные компоненты яда (в основном 5-MeO-DMT и буфотенин) использовались в различных шаманских практиках с такими растениями, как Anadenanthera peregrina (йопо) и Virola elongata.
Неошаманские практики с использованием яда Буфо за последние несколько десятилетий приобрели большую популярность, поскольку многие люди заинтересованы в коротком мистическом опыте, который он может вызвать. В отличие от других подобных природных психоделиков, яд Буфо обладает некоторой токсичностью, и церемонии могут привести к летальному исходу при отсутствии ответственного подхода.
Антропологические данные свидетельствуют о том, что медицина могла использоваться в какой-то момент жабу в Мезо Америке, благодаря присутствию иконографии жабы в храмах и на артефактах. В современном использовании Буфо Альвариус обычно встречается в неошаманских церемониях, которые могут включать в себя барабанный бой, песнопения, очищение и другие ритуалы. Любые «кажущиеся местными» практики Буфо, подобные этой, являются примерами неошаманизма, которые были собраны из различных традиций.
Яд Буфо Альвариус был впервые химически исследован в 1965 году; вскоре после этого была опубликована работа, показавшая, что он содержит психоактивное вещество 5-MeO-DMT. [2] В середине 1980-х годов, после того как было опубликовано первое описание курения яда Буфо Альвариус в виде необычного памфлета под названием «Буфо Альвариус: Психоделическая жаба пустыни Соноран», курение яда жабы стало побочным, андеграундным явлением.
5-МеО-ДМТ — это химическое вещество с историей шаманского использования в виде некоторых нюхательных табаков на растительной основе. Чаще всего растения, содержащие 5-МеО-ДМТ, содержат и другие психоактивные компоненты, такие как ДМТ и буфотенин. Молотые и высушенные семена таких растений, как Anadenanthera peregrina (йопо) и Virola elongata, измельчаются в нюхательный табак, который шаман вдувает в ноздри участника церемонии, используя специально изготовленные трубки. Практика использования нюхательного табака йопо была обнаружена в Бразилии, Чили, Колумбии, Перу, Гаити, Доминиканской Республике и Пуэрто-Рико. Эти традиции насчитывают тысячи лет; буфотенин, вещество, часто встречающееся наряду с 5-МеО-ДМТ во многих растениях, было найдено в остатках шаманского мешочка в горах Анд, возраст которого датируется 1 000 лет.
Практическая часть
Если рассматривать данное животное с точки магии, то при взаимодействии с живой жабой чувствуется достаточно хорошо развитый разум, связь с эгрегором вида. Это животное вызывают уважение и с ним можно работать, не высушивая и не облизывая. К тому же яд достаточно токсичный, помимо галлюциногенного эффекта может случиться достаточно серьезная аллергическая реакция, данный способ соприкоснуться с миром магии сомнителен. Однако, использование данного вида как тотема (эгрегор вида) и настройка на этот вид без физического контакта с животным может привести к более правильной работе с нижними шаманскими мирами ( мир сефиры Есод и сефиры Ход).
Ядовитые Грибы
В настоящее время в мире насчитывается более 200 видов психоактивных грибов (из ряда Psilocybe
галлюциногенами признаются 81 от общего числа 144). Многие из них были популярны в древности. До
сих пор в Гватемале сохранились остатки языческих святилищ 2500-летней давности с каменными
изваяниями в виде людей-грибов. Мегалиты, изображающие грибы, известны и в южной Индии (штат
Керола). Шаманы в своей практике так же используют некоторые ядовитые грибы и самый известный из них конечно же Amanita muscaria или Мухомор.
Мухомор красный
Данный гриб позволяет Шаману отправиться в шаманское путешествие и проложить путь к тонким мирам. С одной стороны это ядовитый гриб, который своим ярким цветом предупреждает, даже кричит об опасности. Но на протяжении долгого времени данный гриб используется в народной медицине в совершенно разных направлениях: наружно и внутренне.
В ходе сбора данных было установлено, что в шаманской практике с применением красного и
иных видов мухоморов первостепенное значение имеет соблюдение различных условностей
(правила сбора, сушки, хранения, ритуализм употребления и т. д.) и только во вторую очередь
интоксикация конкретными алкалоидами (мускарином, мусцимолом и пр.), вызывающими
общий фон (опьянение, возбуждение, сон) шаманского опыта. Немаловажную роль играют и
мифические представления о мухоморе, которые управляют ходом видения при возникающих
изменениях сознания.
Сведения конкретных шаманов, употребляющих красный мухомор, и шаманистов, только
слышащих о применении галлюциногенного гриба, различны, но вместе образуют некую комплексную
модель восприятия обычной реальности через «мухоморную» призму. При этом система ценностей и
смыслов интерпретируется через символизм самого гриба и связанного с ним экстатического опыта
своего или чужого.
Практическая часть
Целительство
Грибы должны быть собраны в определенное время, их внешний вид и внутренне содержание должны соответствовать требованиям мага. Для использования не подходят старые грибы, лучше всего подходят с нераскрывшимися шапочками с обилием белых точек. Как и все грибы, мухоморы впитывают тяжелые металлы и прочие неприятные вещи из почвы. Он разгоняет воду из суставов, разгоняет дух человека. При условии того, что они и так в общем-то ядовиты, необходимо тщательно выбирать место для сбора. Также следует помнить о том, что неправильный сбор, приготовление и употребление может привести к неприятным последствиям.
Если говорить об опыте использования, то настойка из мухоморов хорошо помогает при болях в спине, в том числе при грыжах, помогает при болезнях суставов ног. Если настойки нет, то можно прикладывать на болезненное место свежий или сушеный гриб, зафиксировав его.
Мазь на основе сушеного мухомора, ланолина и пчелиного воска хорошо снимает кожные аллергические реакции, а также отлично лечит экзему и облегчает псориаз. При широких кожных поражениях необходимо наносить мазь тонким слоем на небольшие участки, так как поврежденный кожный покров активно впитывает мазь, большое количество может быть токсичным. При запущенных случаях нужно действовать крайне аккуратно.
Как инструмент
Если Шаман использует настойки или сами грибы для входа в состояние, то он получает «билет» в Нижние миры (мир сефиры Есод и сефиры Ход). Мухомор активизирует третий глаз — Виденье. Благодаря этому инструменту Шаман имеет возможность поднять свое восприятие выше манипура-анахата чакры, для того чтобы посмотреть на объекты с позиции вишудха или аджна чакры.
Ядовитые растения
Самые разнообразные наркотические средства использовались народами Дальнего Востока. В народной медицине и в качестве опьяняющих препаратов здесь составы из корня женьшеня, борщевика сладкого, листьев багульника, веток можжевельника и некоторых других. По сравнению с мухомором это довольно слабые наркотики, не вызывающие сильной интоксикации или галлюциногенных реакций. Чаще всего их употребление требует тщательного, нередко фармакологически сложного приготовления или сочетания нескольких компонентов. Способы применения наркотических препаратов у народов Дальнего Востока более разнообразны: наркотические растения здесь пили, жевали, часто их сжигали и вдыхали дым.
Чаще всего использование их также связывают с шаманскими практиками. Так нивхские шаманы обязательно практиковали перед и во время обрядов сжигание багульника (ledum palustrel, ledum hypoleucum). Специальный дымокур для этого был неизменным атрибутом шамана наряду с поясом, костюмом и бубном (Отина, 1994, с. 102). Шаманы удэгейцев, ульчей, нанайцев и орочей также использовали багульник во время камланий. Заготовленные заранее сушеные листья они бросали в очаг или на раскаленную сковородку (Брехман, Сем,1970, с. 18: Подмаскин, 1998, с. 57) . Дым воздействовал на психику самого шамана, создавал в закрытом помещении благоприятную среду для проведения сеанса общения с духами, способствуя наступлению массового гипноза присутствующих и шаманского транса.
У айнов перед камланием в горячую золу помещали ветки ели, лиственницы, дикого чеснока и растения с местным названием нутя. Последнее является слабым растительным наркотиком. Тлея, эти растения источали ароматный запах, дым видимо являлся слабым транквилизатором. Шаман перед камланием пил соленую морскую воду, где вымачивались ветки ели и нутя. Наркотический сок растения помогал Шаману достичь состояния измененного сознания. В ходе сеанса шаман еще два или три раза выпивал эту жидкость, постоянно поддерживая наркотическое опьянение организма (Спеваковский, 1988, с. 168).
В последовательной смене магического и шаманского при достижении транса можно проследить определенную тенденцию: чем сильнее наркотик, тем меньшую роль играет шаманский транс сам по себе; чем слабее наркотик, тем большее значение приобретает техника контролируемого транса. В крайних случаях последний приобретает символическое значение, прямой эффект практически не используется. Это становится достаточно хорошо заметно, если рассмотреть использование в лечебной и ритуально-обрядовой практике растений, содержащих наркотические вещества в очень незначительных количествах.
Можжевельник (Артыш)
Одним из таких растений является можжевельник (Juniperus L.). Его использовали и используют ныне многие народы в Сибири, причем достаточно однообразно. Дымом можжевельника окуривают. Приятный аромат сгорающего растения, оказывающий расслабляющее и успокаивающее действие на человека, у многих народов Сибири считался очистительным, губительно действующим на злых духов. Так, например, при лечении душевнобольных у нивхов их окуривали дымом от веток можжевельника (Отина, 1994, с. 98). При этом действие дыма осмысливалось не как наркотическое (магическое), а как священное (символическое). Не духи владели растением, а растение через дым влияло на духов, отгоняя их от пациентов, своей собственной природной силой.
Окуривание дымом можжевельника особенно распространено в Южной Сибири. В Туве можжевельник (артыш) является обязательным компонентом ритуально-обрядовой практики. Любое лечение начинается с обряда окуривания – очищения от нечисти. Вообще, любое место, где могут оказаться недобрые силы, обязательно окуривается. Особенно характерно это проявляется в погребально-поминальной обрядности. Так, после похорон юрту обязательно окуривали, во время поминальной встречи родственников с душой умершего шаман обязательно зажигал курительницу с можжевельником.
Подобную основу имеют представления о слабонаркотических средствах у других народов Южной Сибири. Хакасы также проводили обряд окуривания перед любым лечением и считали дым можжевельника (арчын) очищающим. Хотя гораздо шире среди них было распространено окуривание богородской травой (ирбен) (Thymus vulgaris), наркотическое действие которой похоже на описанные. Окуривая больного лекарь произносил: «Окурившись богородской травой из горы Сумеру,/Пусть человек очистится от злых сил!/Пусть дьяволы вернутся в свой мир!»
Богородская трава (Чабрец)
Данное растение имеет расслабляющее и успокаивающее действие.
Галлюциногены Американского континента
Ряд галлюциногенов связан с культовым напитком Зенд-Авесты и Ригведы — сомой или хаомой. Он по своему действию подобен адреналину. Но его культовое значение ограничилось кругом древнейших скотоводческих племен, сыгравших в истории исключительно разрушительную роль и обожествлявших силу и плодородие. Это Эфедри — сок эфедры — дьявольское средство, вызывающее ощущение сексуального омоложения, возрастания физической силы и одновременно расслабляющее мышцы сердца.
Хвойник Эфедра
В шаманской практике на американском континенте до сих пор широко используются святые (разговорчивые) грибы: пейотль, страфария и другие, а также экстракты из лиан, например Аяуаска — отвар, основной составляющей частью которого является водная лиана Banisteriopsis coapi. Этот напиток наиболее широко распространен среди встречающихся в экваториальной части Нового Света галлюциногенов, используемых шаманами.
В качестве галлюциногена на американском континенте применяется также крепкий табак, используемый то в виде густого тумана, то жвачки, то дыма.
Лиана Аяуаска
Практическая часть
При настройке на лиану чувствуется раскрутка на вишудха чакре, параллель с этим размываются границы тонких тел. При этом состояние расслабленное, раскручивается и область правого полушария. В магической работе с этим растением можно работать в режиме диалога: «да»\»нет». А вот употреблять из него снадобья совершенно необязательно. При работе с Олли (духом растения) через медитацию возможно контролировать процесс, а вот когда зелье уже внутри организма и активно с ним взаимодействует, это будет сложно. Однако, Шаману для его путешествия такое растение всегда пригодится.
Заключение
Мы рассмотрели представителей трех Царств живой природы (Грибы, Растения, Животные). Все эти организмы по-своему уникальны. Благодаря уникальности они могут быть использованы магом в своей работе. Некоторые из рассмотренных организмов можно использовать безо всякого страха и вреда взяв их в местах произрастания, а с некоторыми нужно быть предельно аккуратными.
Шаманизм — это сложное и специфическое направление в магии. Шаман проходит серьезную подготовку под руководством Учителя Шамана для того, чтобы научиться правильно входить в шаманский транс. Шаман много времени проводит в других мирах. Для прохода в иные миры, в природе есть большое количество живых инструментов — проводников.
(с) Александра Г.