«Он (Один) владел искусством говорить так красиво и гладко, что всем, кто слушал, его слова казались правдой. Все в его речи было та же складно, как в том, что теперь называется искусством скальда»
Снорри Стурлусон, Младшая Эдда
О рунической магии как об Искусстве северной магической традиции за последнее время написано довольно много материалов, статей и книг. Вдохновившись скандинавским эпосом и мифологией снято немало фильмов и сериалов, повествующих о великих колдунах и воинах-героях. Кто-то настолько проникся этой темой, что создал собственный вымышленный язык на основе скандинавских рун (да-да, Джон Р.Р. Толкиен и его знаменитая сага о кольце).
Руны являются основой северной традиции. Этот древний сложный и объёмный инструмент изучают и применяют (в меру своих способностей) в эзотерическом социуме и по сей день.
Одним из ответвлений рунической магии в годы её наибольшего проявления в мире стало искусство Скальдскап. В переводе с древнеисландского (skàldskapr) — искусство стихосложения, а авторов таких стихотворений называли скальдами.
О скальдах известно не так много — скальдическое искусство возникло на закате наиболее сильного проявления рунической традиции (примерно IX–XIV вв) и было исключительно устным. По этой причине поэзия скальдов дошла до нас виде отдельных строф или вис (visur) лишь благодаря небольшому количеству прозаических произведений того времени, преимущественно в сагах.
Скальдическая поэзия глазами обывателей. Филологические извращения изощрения
Современные учёные сходятся во мнении, что поэзия скальдов ведёт своё происхождение от древнескандинавского эддического стиха (Старшая Эдда — поэтический сборник древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии). Самые ранние из сохранившихся скальдических стихов были сочинены за триста лет до введения письменности в Скандинавии, около IX в.
Но, поэзия скальдов стала некоей противоположностью эддическому жанру. Скальды описывали современные, нередко сиюминутные, события в чрезмерно усложнённой форме. В то время, как песни Эдды повествовали о мифологическом и героическом прошлом в более упрощённом для восприятия виде.
В скальдической поэзии основной упор сделан на форму, а не на содержание. Содержание в ней, в основном, определено фактами действительности. Видимо, по этой причине в истории древнеисландской литературы встречаются суждения наподобие «поэзии в этих стихах нет» и что «поэзия эддическая в глазах потомков совершенно заслонила скальдическую».
Отношение к авторству также отличалось. Если эпические песни создавались и передавались безымянными певцами, то скальдическая поэзия — это плоды осознанного авторства, и поэты зачастую не скрывали причастность собственного мастерства.
До нашего времени стихи скальдов дошли в виде цитат в древнеисландской прозе — сагах и «прядях», а также в средневековых учёных трактатах. Прежде всего в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона, составленной для наставления молодых поэтов. Эти скандинавские источники не только подробно рассказывают о скальдах, но и комментируют обстоятельства создания и исполнения их стихов.
Современные учёные, занимающиеся исследованием скальдической поэзии сходятся во мнении, что этот вид искусства в европейской литературе наиболее непривычный для нашего слуха и глаза, чем любые другие произведения того времени. Адекватный перевод таких стихов на другие языки вызывает трудности вследствие чрезмерной и изощрённой разросшейся форме, необычному ритму, а также причудливой и запутанной форме предложений.
Скальды писали нелинейно и запутанно — нарушали естественный порядок слов, игнорировали семантические связи и разносили привычные члены предложения далеко друг от друга. Могли переплетать два предложения или вставлять одно внутрь другого.
Одной из главных особенностей их стихов — использование кённингов. Кённинг, по своей сути, замена существительных обычной речи на сложные наименования. С помощью них скальды описывали многие предметы окружающего мира, но, в первую очередь, традиционный круг героических понятий. Например, женщина — «липа ожерелий», муж — «тополь сечи», битва — «звон щитов», меч — «огонь битвы», корабль — «олень волн», золото — «блеск руки» или употребляли сходные наименования из имеющегося в собственном поэтическом словаре.
При этом, скальд мог усложнять конструкцию, увеличивая количество кенингов внутри одного определения. Например, заменяя «огонь битвы» на «огонь звона щитов». И продлевать его тех пор, пока это позволяет сделать исходное зашифрованное определение.
Другая особенность скальдскапа — постоянное варьирование компонентов. Редко можно встретить одинаковые кёнинги. Поэты постоянно придумывали новые определения и метафоры, и варьировали традиционные образцовые модели кёнингов, наполняя их новым словесным содержанием.
Спустя шесть веков после того, как поэтическая традиция скальдов угасла, даже исландцам, которые без затруднения читают свои древние саги в оригинале, чтение скальдических строф представляется головоломкой с непонятными ребусами. Поэтому в современных изданиях их всегда снабжают толкованием: прозаической «разверткой», восстанавливающей разорванные синтаксические связи, а также объяснением «темных» слов — забытых поэтизмов и кённингов.
Для современных авторов пытаться передать все описанные особенности скальдического стиха в переводе — совершенно невыполнимая задача.
Жанровая классификация
В научных трудах обычно выделяют две разновидности скальдики: драпа — хвалебная песнь, нид — хулительный стих и мансёнг — любовные стихи.
Драпа
Считается основным и наиболее распространённым жанром. В продолжение трёх с половиной веков, с середины X и до конца XIII в., исландцы сочиняли их правителям Норвегии, а иногда и правителям других скандинавских стран и даже Англии.
Драпа обычно начинается с просьбы скальда выслушать сочиненные скальдом стихи, затем следует перечисление воинских подвигов прославляемого и восхваляются его храбрость и щедрость. Заключение драпы может содержать просьбу скальда о награде за его произведение. Речь в драпе всегда идёт о событиях, которых скальд был очевидцем или о которых он слышал.
Снорри Стурлусон в прологе к «Кругу Земному» (самой знаменитой из исландских королевских саг) так говорит о правдивости скальдических хвалебных песнях: «Мы признаём за правду всё, что говорится в этих стихах о походах и битвах конунгов. Ибо, хотя у скальдов в обычае всего больше хвалить того правителя, перед лицом которого они находятся, ни один скальд не осмелился бы приписать ему такие деяния, о которых все, кто слушает, да и сам правитель, знают, что это ложь и небылицы. Это было бы насмешкой, а не хвалой».
Сочинить хвалебную песнь о ком-нибудь — значило сделать его обладателем славы. Не случайно в языке скальдов слова «поэзия» и «слава» — синонимы. Не случайно и то, что в драппе прославляемый, как правило, не обладает никакими индивидуальными качествами.
Разновидность драппы была генеалогическая хвалебная песнь. Древнейшее произведение этого жанра, «Перечень Инглингов» Тьодольва из Хвинира, — это перечисление предков конунга Рёгнвальда в тридцати поколениях. О каждом из этих предков сообщается как он умер, а о многих из них также где они были похоронены. Видимо, предпосылкой жанра стало представление, что предки обеспечивают счастье и славу потомков.
Пример драпы Рагнару от Браги Старого:
«Ведьмин враг десницей Взял тяжелый молот,
Как узрил он рыбу, Страны все обсевшу.
Смотрит злобно мерзкий Ремень путей ладейных На того, кто волоту Вежу плеч изувечил.
В глыбах блеска Гевьон Вглубь везла Зеландье.
У волов валил аж С лядвей жар да с паром. Лун во лбах их восемь Лепые светлели.
К данам бармы боя – Бычья шла добыча.».
Нид
Другим скальдическим жанром считается нид — хулительный стих. В сагах часто рассказывается о ниде и о том действии, которое ему приписывалось.
Таким примером является рассказ о «Ярлове ниде» — скальда Торлейва. Когда ярл Хакон Могучий (974– 994) отобрал у Торлейва его товары, сжёг его корабль и повесил его спутников, Торлейв, переодетый нищим, пробрался в палаты ярла и получил разрешение прочитать сочинённые им стихи. Ярлу показалось, что Торлейв прославляет его и Эйрика, его сына, но вдруг на него напал страшный зуд, и яр л понял, что стихи Торлейва — скрытый нид. Когда Торлейв начал говорить центральную часть своего нида, в палате стало темно, всё оружие пришло в движение, многие были убиты, и ярл упал без сознания. У него отгнила борода и волосы по одну сторону пробора, и он долго пролежал после этого больной.
Способность оказать вредоносное действие приписывалась не тому или иному содержанию нида, а самой его форме, т. е. тому, что он был не простой, а «связанной речью» — стихами. К тому же сводилась и сущность хвалебной песни: она тоже была действенна в силу не своего содержания, а своей формы.
Пример нида Торлейва:
Стала мгла к востоку,
Снег и град к закату.
От добра разграблена Реет дым на бреги.
Мансёнг
Третья разновидность скальдического стиха — любовная песнь. Этимология древнеисландского термина «мансёнг» (mansöngr) теряется в глубочайшей древности: первый компонент man — архаизм и поэтизм, вероятно, значит «пленник, раб», затем «рабыня, женщина»; второй компонент söngr — «песнь».
В одной из частей «Младшей Эдды» мансёнг ассоциируется с именем Фрейи: henni (Freyju) líkaði vel mansöngr — «ей (Фрейе) очень нравился мансёнг» и добавляется: «её хорошо призывать в любви» (til ásta), что показывает связь этого жанра с языческими культами плодородия.
Считается, что мансёнг несёт в себе приворотное действие, вследствие чего существуют упоминания о запрете таких стихов и преследования по закону. Из рукописи Konungsbók, § 258 древнеисландского собрания законов «Серый Гусь»: «ef maðr yrkir mansöng urn kono, ok varðar skóggang — «если человек сочиняет мансёнг о женщине, то объявляется вне закона».
Пример мансёнга в «Саге об Эгиле» — поселившись у своего друга Аринбьёрна, где жила вдова Торольва Асгерд, Эгиль стал очень печален и однажды сказал такую вису:
Ókynni vensk, ennis, ung, þorðak vel forðum, hauka klifs, at hefja, Hlín, þvergnípur mínar; verðk í feld, þás, foldar, faldr kømr í hug skaldi berg-óneris, brúna brátt miðstalli hvata. | «Незнакомой со мной кажется молодая Хлин утеса сокола (= женщина). Прежде я смело поднимал глаза. Должен теперь я прятать нос в меховую накидку, когда приходит на ум скальду земля Торольва (= Асгерд), (или «головной убор земли великана» = Асгерд)». |
После в разговоре Эгиль назвал Аринбьёрну имя девушки —Асгерд и упомянул о своем желании жениться на ней. Далее в той же главе рассказывается о сватовстве Эгиля, помолвке и его женитьбе на Асгерд.
Искусство скальдов в магической картине мира
Чтобы лучше понять некоторые особенности и истоки скальдической поэзии обратимся к Магическому Преданию (история глазами магического социума).
Согласно нему руническая магия возникла во время второй попытки цивилизации Йо-Ту (инопланетная высокоразвитая цивилизация, базирующая на Марсе) колонизировать Землю.
Первая их попытка не увенчалась успехом — созданная ими же раса Ассуров (они же Асы в скандинавской мифологии) занялась биотехнологиями, усовершенствовала себя, создала Магов и монополизировала Вриль — источник планетарной энергии, что делало их, по сути, единственными кто мог творить магию на планете.
Чтобы вернуть планету себе, Йо-Ту создали новый вид магии, обманным путём заполучив инициацию Вриля (читай Один и Мёд Поэзии в скандинавской мифологии) и новую расу — ванов.
Созданная Одином руническая магия базировались на использовании рун и подключения сразу к двум эгрегорам — Марса и Земли, что позволяло ванам проводить энергетические потоки в локальную точку планеты.
Кроме того, для полного контроля ванов, Йо-Ту заложили в них «Ген Абсолютного подчинения», который делал их зависимыми от потребления алкогольного напитка — «пива». А обычное состояние опьянения превращалось в трансовое для сеанса связи. Именно поэтому руническая магия доступна лишь тем, кто на генном уровне имеет такое подключение к марсианскому эгрегору. Мага, работающего с рунами, называли Эриль.
Физика рун
Руны представляют из себя определенные энергетические конфигурации человеческого организма и состоят из трёх компонентов: позы оператора, мудры и мантры.
Поза определяет направление циркуляции энергии в организме и центр наибольшей концентрации энергии.
Мудра — комбинация соединения пальцев рук, определяет замыкание некоторых активных точек китайских меридианов, что приводит к изменению частоты вибраций организма за счёт изменения частоты работы одной чакры.
Мантра — звук; позволяет использовать энергию дыхания и звуковую вибрацию в качестве энергии возбуждения. Так гитарист берет в руки гитару определённым образом (поза), регулирует натяжение струн (мудра) и ударяет пальцами по струнам (мантра). Мелодия гитары похожа на физику действия рун.
Магическое Искусство эрилей состояло в том, чтобы формировать энергетическое воздействие на внешние объекты. Они обладали способностью нейтрализовать энергетическое воздействие Ассуров, менять свойства пространства, применяли способ фиксации энергетики рун (вырезание рун), а также использовали их как гадательный инструмент.
Продолжатели традиций Эрилей
В более поздние времена, когда Йо-Ту покинули Землю, эгрегор рунической магии сформировался достаточно плотно и формы рун существовали в нём сами по себе. Эрили стали делать упор на мантрах, чтобы вызывать матрицу рун, в то время как их предшественники в совершенстве пользовались отдельными рунами. Скальды же создали поэзию — сосредоточились на звучании слов, скрывая в этих словосочетаниях работающие мантры. С помощью сложного ритма и необычных рифм они создавали в пространстве причудливые энергетические конструкции (заклинания). Музыкальная составляющая обогатила руническую магию точной частотной настройкой. Так, низкочастотный аккомпанемент (барабаны) воздействовал на муладхару и свадхистану, струнные инструменты — на манипуру и анахату, духовые — на вишудху, аджну, сахасрару.
Разделение скальдической поэзии на жанры с такой точки зрения становится более очевидным: драпа — высокочастотное заклинание, поднимающее точку сборки объекта воздействия (отсюда восхваляющие песни для конунгов и других правителей); нид — противоположность драпы, опускающая точку сборки вниз, что является разновидностью порчи; мансёнг — искусство привораживания, плетения связи в нижнем частотном диапазоне (свадхистане).
Группы рун и составление заклинаний
Известно, что рунический алфавит, названный по шести первым буквам, Футарк, состоит из 24 рун и разделён на 8 групп (аттов). Скальды использовали в своём творчестве полные сочетания в зависимости от качества атта, необходимого в той или иной ситуации.
Например, для драпы, усиливающей способности полководца, в стихотворение вплетали атт Победы (руны Феху, Хагалаз, Тейваз). В заклинании для успешного виноделия использовали атт Пива (Уруз, Наутиз, Беркана), атт повивальных рун (Ансуз, Джера, Маннас) применялись в мансёнгах и заклинаниях, связанных с беременностью. Для заклинаний, способных излечить болезни — атт целительских рун (Кена, Перт, Ингуз), для усиления ораторских способностей применяли атт Речи (Гебо, Альгис, Дагаз) и т.д.
Именно атт Речи служил для скальдов опорой в их деятельности. Руны этого атта позволяли им говорить на языке Системы и менять локальный договор. Руна Гебо давала возможность говорить от имени высшего сознания, Альгис давала силу преодолевать инерцию и приобретать власть над другими сознаниями, с помощью руны Дагаз скальд включался в информационный Договор и имел возможность формировать и менять его.
Каждая из рун, кроме названия, имеет свою собственную мантру. При создании заклинания скальд сочинял стихотворение таким образом, чтобы, сохраняя ритмику и рифму, незаметно для всех вплести в него мантры того или иного атта.
Например, для составления заклинания на лечение сердца нужно использовать руны Кено, Перт и Ингуз. Их мантры — Кау, Рэй, Ньюгг. Спрятав руны, можно составить нечто подобное:
Любит конь скакать на югг,
На скаку быстрее вьюг.
Рыжий, эй, постой, не трусь,
Я сейчас тобой займусь.
В дополнение, в такие стихотворения можно вводить обозначения цветов, задавая частоту определённой чакры.
Отсюда у современных историков и возникают споры о «бессмысленности» такой поэзии, а филологов сводят с ума сложнейшие обороты речи и огромные аллегорические конструкции из кёнингов. Но именно такие стихотворения и содержат в себе силу и Магию.
Известные скальды и примеры их поэзии
До нас дошли упоминания примерно о трёхста скальдах. Многие из них перечислены в прозаическом произведении Снорри Стурлусона «Skáldatal» (Каталог поэтов). Среди известных имён: Браги Боддасон (Браги Старый), Торбьёрн Хорнклови и Эгиль Скаллагримссон. На примере этих личностей будет интересно проследить и попрбовать почувствовать в оригиналах их текстов силу и ту энергетическую структуру, которую они вкладывали при создании.
Браги Боддасон (Браги Старый)
Норвежский скальд. Исландия еще не была заселена в его время, но его стихи сохранились только в исландской традиции. Это древнейшие сохранившиеся скальдические стихи. Браги упоминается в древнеисландских источниках как предок ряда исландцев, живших в IX–X вв. Судя по его месту в родословных этих исландцев, он жил в первой половине IX в.
В исландской сохранился рассказ, в котором Браги выступает то ли как прорицатель, то ли как мудрец: он гостит у норвежского конунга Хьёра и, смотря на игру трех мальчиков — двух сыновей этого конунга и сына рабыни, на которого жена конунга обменяла своих сыновей, так как они были черные с лица, обнаруживает подмену и высказывает своё знание в восьмистрочной висе.
Упоминается также ас (т. е. бог) Браги. Так, в «Младшей Эдде» говорится: «Есть ас по имени Браги. Он славится мудростью, а пуще того даром слова и красноречием. Особенно искусен он в поэзии, и поэтому его именем называют поэзию».
Отрывок из драпы о Рагнаре (Ragnarsdrápa):
1
Vilið, Hrafnketill, heyra
hvé hreingróit steini
Þrúðar skal ek ok þengil
þjófs ilja blað leyfa?
2
Nema svá at góð ins gjalla
gjöld baugnafaðs vildi
meyjar hjóls inn mæri
mögr Sigurðar Högna.
3
Knátti eðr við illan
Jörmunrekkr at vakna
með dreyrfár dróttir
draum í sverða flaumi.
Rósta varð í ranni
Randvés höfuðniðja,
þá er hrafnbláir hefndu
harma Erps of barmar.
4
Flaut of set við sveita
sóknar álfs á gólfi
hræva dögg þars höggnar
hendr sem fœtr of kendu.
Fell í blóði blandinn
brunn ölskakki runna
— þat er á Leifa landa
laufi fátt — at haufði.
Торбьёрн Хорнклови
Норвежский скальд IX в., известен как скальд одного из самых знаменитых и могущественных конунгов Норвегии — Харальда по прозвищу Прекрасноволосый (ок. 860–933гг.).
До нас дошли два крупных творения скальда, и оба посвящены его покровителю. «Глюмдрапа» (Glymdrápa, название можно перевести как «Драпа шума битвы» (glymr — шум боя)), является, наверное, самой ранней из известных поэм-восхвалений конунгов. От неё сохранилось лишь несколько строф. Другое произведение Торбьёрна, «Песнь о Харальде», отрывок из неё:
1
Hlýði hringberendr,
meðan frá Haraldi
segik odda íþróttir
hinum afarauðga;
frá málum munk segja,
þeim’s ek mey heyrða
hvíta haddbjarta,
es við hrafn dœmði.
2
Vitr þóttisk valkyrja;
verar né óru
þekkir svá hinni fránleitu,
es fugls rödd kunni.
Kvaddi hin glæhvarma
ok hin kverkhvíta
Hymis hausrofa,
es sat á horni vinbjarga.
3
«Hvat es yðr, hrafnar,
hvaðan eruð komnir
með dreyrgu nefi
at degi öndurðum?
Hold loðir yðr í klóum,
hræs þefr gengr ór munni,
nær hykk í nótt bjogguð
því’s vissuð nái liggja».
4
Hreyfðisk hinn hösfjaðri
ok of hyrnu þerði,
arnar eiðbróðir,
ok at andsvörum hugði:
«Haraldi vér fylgðum,
syni Halfdanar,
ungum öðlingi,
síts ór eggi kómum.
Песнь начинается с призыва скальда выслушать его речи (можно вспомнить аналогичный зачин, видимо, связанный с устным исполнением произведений перед слушателями, в «Прорицании вёльвы»). В дальнейшем песнь строится как услышанный скальдом диалог валькирии и ворона, что прилетел с поля брани. Ворон рассказывает о могучем конунге, которого знает с детства, о его победе в битве при Хаврсфьорде на юго-западе Норвегии, о славной дружине вождя, о поэтах и милости к ним правителя, о шутах, забавляющих придворных. В тексте можно найти интересные детали быта, вроде игры в хнеттавль с бросками кости или того, что конунг сам выбирает драгоценные кольца-браслеты для награды скальдам.
Эгиль Скаллагримссон
Бесспорно самый выдающийся из скальдов. Годы его жизни примерно 910–990. О нём много рассказывается в «Саге об Эгиле», одной из лучших исландских «родовых саг».
Эгиль, как его образ встаёт из саги, был не только вдохновенным поэтом, но также воинственным викингом, беспощадным к врагам и жадным на добычу. В саге так описывается его внешность: «У Эгиля было крупное лицо, широкий лоб, густые брови, нос не длинный, но очень толстый, нижняя часть лица широкая и длинная, подбородок и скулы широченные. У него была толстая шея и могучие плечи. Он выделялся среди других людей своим суровым видом и в гневе был страшен. Он был статен и очень высок ростом. Волосы у него были цветом как у волка, но он рано стал лысеть».
Сохранились три больших произведения Эгиля — «Выкуп головы», «Утрата сыновей» и «Песнь об Аринбьёрне», а также фрагменты «Драпы об Адальстейне» и двух щитовых драп и 46 отдельных вис.
Отрывок драпы об Адальстейне:
1
Nú hefr fald-Gnáar felda,
fellr jörð und nið Ellu,
hjaldr-snerrandi, harra
höfuðbaðmr þría jöfra;
Aðalsteinn of vann annat,
alt’s lægra kynfrægjum
(hér sverjum þess, hyrjar
hrannbrjótr) konungmanni.
2
Nú liggr hæst und hraustum
hreinbraut Aðalsteini.
Заключение
Понимая теперь всю глубину и историческое наследие этого древнего магического искусства, творчество скальдов открывается в совершенно новом свете. Скальдическое искусство — прямое продолжение и новый эволюционный виток рунической магии, взявшей за основу знания и магическое наследие предков.
Традиции северного народа всегда привлекали своей таинственностью за кажущейся простотой, но, как мы видим, таят в себе намного больше смысла, объёма и истинной силы, чем может показаться на первый взгляд.
(с) Дмитрий И.
Источники:
- «Поэзия скальдов». — Л., 1979. —перевод С. В. Петрова, комментарии иприложения М. И. Стеблин-Каменского
- «Поэзия скальдов». — Л., 1979. — Гуревич ЕА, Матюшина И.Г.
- «Древняя Русь в свете зарубежных источников. Том 5»
Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова - «Руническая магия по кодексу Одина» Б. Моносов
- «Руническая Магия» А. Платов
- «Из скальдической поэзии» Е.А. Гуревич
- «Круг Земной» Снорри Стурлуссон
- «Младшая Эдда» Снорри Стурлуссон
Читайте также: Магия Ведьм