Статьи о магии и эзотерике

Руническая магия. Скальдскап — искусство скальдической поэзии

«Он (Один) владел искусством говорить так красиво и гладко, что всем, кто слушал, его слова казались правдой. Все в его речи было та же складно, как в том, что теперь называется искусством скальда»

Снорри Стурлусон, Младшая Эдда

О рунической магии как об Искусстве северной магической традиции за последнее время написано довольно много материалов, статей и книг. Вдохновившись скандинавским эпосом и мифологией снято немало фильмов и сериалов, повествующих о великих колдунах и воинах-героях. Кто-то настолько проникся этой темой, что создал собственный вымышленный язык на основе скандинавских рун (да-да, Джон Р.Р. Толкиен и его знаменитая сага о кольце).

Руны являются основой северной традиции. Этот древний сложный и объёмный инструмент изучают и применяют (в меру своих способностей) в эзотерическом социуме и по сей день.

Одним из ответвлений рунической магии в годы её наибольшего проявления в мире стало искусство Скальдскап. В переводе с древнеисландского (skàldskapr) — искусство стихосложения, а авторов таких стихотворений называли скальдами.

О скальдах известно не так много — скальдическое искусство возникло на закате наиболее сильного проявления рунической традиции (примерно IX–XIV вв) и было исключительно устным. По этой причине поэзия скальдов дошла до нас виде отдельных строф или вис (visur) лишь благодаря небольшому количеству прозаических произведений того времени, преимущественно в сагах.

Скальдическая поэзия глазами обывателей. Филологические извращения изощрения

Современные учёные сходятся во мнении, что поэзия скальдов ведёт своё происхождение от древнескандинавского эддического стиха (Старшая Эдда — поэтический сборник древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии). Самые ранние из сохранившихся скальдических стихов были сочинены за триста лет до введения письменности в Скандинавии, около IX в.

Но, поэзия скальдов стала некоей противоположностью эддическому жанру.  Скальды описывали современные, нередко сиюминутные, события в чрезмерно усложнённой форме. В то время, как песни Эдды повествовали о мифологическом и героическом прошлом в более упрощённом для восприятия виде.

В скальдической поэзии основной упор сделан на форму, а не на содержание. Содержание в ней, в основном, определено фактами действительности. Видимо, по этой причине в истории древнеисландской литературы встречаются суждения наподобие «поэзии в этих стихах нет» и что «поэзия эддическая в глазах потомков совершенно заслонила скальдическую».

Отношение к авторству также отличалось. Если эпические песни создавались и передавались безымянными певцами, то скальдическая поэзия — это плоды осознанного авторства, и поэты зачастую не скрывали причастность собственного мастерства.

До нашего времени стихи скальдов дошли в виде цитат в древнеисландской прозе — сагах и «прядях», а также в средневековых учёных трактатах. Прежде всего в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона, составленной для наставления молодых поэтов. Эти скандинавские источники не только подробно рассказывают о скальдах, но и комментируют обстоятельства создания и исполнения их стихов.

Современные учёные, занимающиеся исследованием скальдической поэзии сходятся во мнении, что этот вид искусства в европейской литературе наиболее непривычный для нашего слуха и глаза, чем любые другие произведения того времени. Адекватный перевод таких стихов на другие языки вызывает трудности вследствие чрезмерной и изощрённой разросшейся форме, необычному ритму, а также причудливой и запутанной форме предложений.

Скальды писали нелинейно и запутанно — нарушали естественный порядок слов, игнорировали семантические связи и разносили привычные члены предложения далеко друг от друга. Могли переплетать два предложения или вставлять одно внутрь другого.

Одной из главных особенностей их стихов — использование кённингов. Кённинг, по своей сути, замена существительных обычной речи на сложные наименования. С помощью них скальды описывали многие предметы окружающего мира, но, в первую очередь, традиционный круг героических понятий. Например, женщина — «липа ожерелий», муж — «тополь сечи», битва — «звон щитов», меч — «огонь битвы», корабль — «олень волн», золото — «блеск руки» или употребляли сходные наименования из имеющегося в собственном поэтическом словаре.

При этом, скальд мог усложнять конструкцию, увеличивая количество кенингов внутри одного определения. Например, заменяя «огонь битвы» на «огонь звона щитов». И продлевать его тех пор, пока это позволяет сделать исходное зашифрованное определение.

Другая особенность скальдскапа — постоянное варьирование компонентов. Редко можно встретить одинаковые кёнинги. Поэты постоянно придумывали новые определения и метафоры, и варьировали традиционные образцовые модели кёнингов, наполняя их новым словесным содержанием.

Спустя шесть веков после того, как поэтическая традиция скальдов угасла, даже исландцам, которые без затруднения читают свои древние саги в оригинале, чтение скальдических строф представляется головоломкой с непонятными ребусами. Поэтому в современных изданиях их всегда снабжают толкованием: прозаической «разверткой», восстанавливающей разорванные синтаксические связи, а также объяснением «темных» слов — забытых поэтизмов и кённингов.

Для современных авторов пытаться передать все описанные особенности скальдического стиха в переводе — совершенно невыполнимая задача.

Жанровая классификация

В научных трудах обычно выделяют две разновидности скальдики: драпа — хвалебная песнь, нид — хулительный стих и мансёнг — любовные стихи.

Драпа

драпа

Считается основным и наиболее распространённым жанром. В продолжение трёх с половиной веков, с середины X и до конца XIII в., исландцы сочиняли их правителям Норвегии, а иногда и правителям других скандинавских стран и даже Англии.

Драпа обычно начинается с просьбы скальда выслушать сочиненные скальдом стихи, затем следует перечисление воинских подвигов прославляемого и восхваляются его храбрость и щедрость. Заключение драпы может содержать просьбу скальда о награде за его произведение. Речь в драпе всегда идёт о событиях, которых скальд был очевидцем или о которых он слышал.

Снорри Стурлусон в прологе к «Кругу Земному» (самой знаменитой из исландских королевских саг) так говорит о правдивости скальдических хвалебных песнях: «Мы признаём за правду всё, что говорится в этих стихах о походах и битвах конунгов. Ибо, хотя у скальдов в обычае всего больше хвалить того правителя, перед лицом которого они находятся, ни один скальд не осмелился бы приписать ему такие деяния, о которых все, кто слушает, да и сам правитель, знают, что это ложь и небылицы. Это было бы насмешкой, а не хвалой».

Сочинить хвалебную песнь о ком-нибудь — значило сделать его обладателем славы. Не случайно в языке скальдов слова «поэзия» и «слава» — синонимы. Не случайно и то, что в драппе прославляемый, как правило, не обладает никакими индивидуальными качествами.

Разновидность драппы была генеалогическая хвалебная песнь. Древнейшее произведение этого жанра, «Перечень Инглингов» Тьодольва из Хвинира, — это перечисление предков конунга Рёгнвальда в тридцати поколениях. О каждом из этих предков сообщается как он умер, а о многих из них также где они были похоронены. Видимо, предпосылкой жанра стало представление, что предки обеспечивают счастье и славу потомков.

Пример драпы Рагнару от Браги Старого:
«Ведьмин враг десницей Взял тяжелый молот,
Как узрил он рыбу, Страны все обсевшу.
Смотрит злобно мерзкий Ремень путей ладейных На того, кто волоту Вежу плеч изувечил.
В глыбах блеска Гевьон Вглубь везла Зеландье.
У волов валил аж С лядвей жар да с паром. Лун во лбах их восемь Лепые светлели.
К данам бармы боя – Бычья шла добыча.».

Нид

Другим скальдическим жанром считается нид — хулительный стих. В сагах часто рассказывается о ниде и о том действии, которое ему приписывалось.

Таким примером является рассказ о «Ярлове ниде» — скальда Торлейва. Когда ярл Хакон Могучий (974– 994) отобрал у Торлейва его товары, сжёг его корабль и повесил его спутников, Торлейв, переодетый нищим, пробрался в палаты ярла и получил разрешение прочитать  сочинённые им стихи. Ярлу показалось, что Торлейв прославляет его и Эйрика, его сына, но вдруг на него напал страшный зуд, и яр л понял, что стихи Торлейва — скрытый нид. Когда Торлейв начал говорить центральную часть своего нида, в палате стало темно, всё оружие пришло в движение, многие были убиты, и ярл упал без сознания. У него отгнила борода и волосы по одну сторону пробора, и он долго пролежал после этого больной.

рассказ о Ярлове Ниде

Способность оказать вредоносное действие приписывалась не тому или иному содержанию нида, а самой его форме, т. е. тому, что он был не простой, а «связанной речью» — стихами. К тому же сводилась и сущность хвалебной песни: она тоже была действенна в силу не своего содержания, а своей формы.

Пример нида Торлейва:

Стала мгла к востоку,
Снег и град к закату.
От добра разграблена Реет дым на бреги.

Мансёнг

Третья разновидность скальдического стиха — любовная песнь. Этимология древнеисландского термина «мансёнг» (mansöngr) теряется в глубочайшей древности: первый компонент man — архаизм и поэтизм, вероятно, значит «пленник, раб»,  затем «рабыня, женщина»; второй компонент söngr — «песнь».

В одной из частей «Младшей Эдды» мансёнг ассоциируется с именем Фрейи: henni (Freyju) líkaði vel mansöngr — «ей (Фрейе) очень нравился мансёнг» и добавляется: «её хорошо призывать в любви» (til ásta), что показывает связь этого жанра с языческими культами плодородия.

Считается, что мансёнг несёт в себе приворотное действие, вследствие чего существуют упоминания о запрете таких стихов и преследования по закону. Из рукописи Konungsbók, § 258 древнеисландского собрания законов «Серый Гусь»: «ef maðr yrkir mansöng urn kono, ok varðar skóggang — «если человек сочиняет мансёнг о женщине, то объявляется вне закона».

Пример мансёнга в «Саге об Эгиле» — поселившись у своего друга Аринбьёрна, где жила вдова Торольва Асгерд, Эгиль стал очень печален и однажды сказал такую вису:

Ókynni vensk, ennis,
ung, þorðak vel forðum,
hauka klifs, at hefja,
Hlín, þvergnípur mínar;
verðk í feld, þás, foldar,
faldr kømr í hug skaldi
bergneris, brúna
brátt miðstalli hvata.
 «Незнакомой со мной кажется
молодая Хлин утеса
сокола (= женщина). Прежде
я смело поднимал глаза.
Должен теперь я прятать нос в меховую
накидку, когда приходит на ум скальду
земля Торольва (= Асгерд), (или «головной убор
земли великана» = Асгерд)».

После в разговоре Эгиль назвал Аринбьёрну имя девушки —Асгерд и упомянул о своем желании жениться на ней. Далее в той же главе рассказывается о сватовстве Эгиля, помолвке и его женитьбе на Асгерд.

скальдический стих

Искусство скальдов в магической картине мира

воины Вальхаллы

Чтобы лучше понять некоторые особенности и истоки скальдической поэзии обратимся к Магическому Преданию (история глазами магического социума).

Согласно нему руническая магия возникла во время второй попытки цивилизации Йо-Ту (инопланетная высокоразвитая цивилизация, базирующая на Марсе) колонизировать Землю.

Первая их попытка не увенчалась успехом — созданная ими же раса Ассуров (они же Асы в скандинавской мифологии) занялась биотехнологиями, усовершенствовала себя, создала Магов и монополизировала Вриль — источник планетарной энергии, что делало их, по сути, единственными кто мог творить магию на планете.

Чтобы вернуть планету себе, Йо-Ту создали новый вид магии, обманным путём заполучив инициацию Вриля (читай Один и Мёд Поэзии в скандинавской мифологии) и новую расу — ванов.

Созданная Одином руническая магия базировались на использовании рун и подключения сразу к двум эгрегорам — Марса и Земли, что позволяло ванам проводить энергетические потоки в локальную точку планеты.

Кроме того, для полного контроля ванов, Йо-Ту заложили в них «Ген Абсолютного подчинения», который делал их зависимыми от потребления алкогольного напитка — «пива». А обычное состояние опьянения превращалось в трансовое для сеанса связи. Именно поэтому руническая магия доступна лишь тем, кто на генном уровне имеет такое подключение к марсианскому эгрегору. Мага, работающего с рунами, называли Эриль.

эриль

Физика рун

Руны представляют из себя определенные энергетические конфигурации человеческого организма и состоят из трёх компонентов: позы оператора, мудры и мантры.

Поза определяет направление циркуляции энергии в организме и центр наибольшей концентрации энергии.

Мудра — комбинация соединения пальцев рук, определяет замыкание некоторых активных точек китайских меридианов, что приводит к изменению частоты вибраций организма за счёт изменения частоты работы одной чакры.

Мантра — звук; позволяет использовать энергию дыхания и звуковую вибрацию в качестве энергии возбуждения. Так гитарист берет в руки гитару определённым образом (поза), регулирует натяжение струн (мудра) и ударяет пальцами по струнам (мантра). Мелодия гитары похожа на физику действия рун.

Магическое Искусство эрилей состояло в том, чтобы формировать энергетическое воздействие на внешние объекты. Они обладали способностью нейтрализовать энергетическое воздействие Ассуров, менять свойства пространства, применяли способ фиксации энергетики рун (вырезание рун), а также использовали их как гадательный инструмент.

Продолжатели традиций Эрилей

 В более поздние времена, когда Йо-Ту покинули Землю, эгрегор рунической магии сформировался достаточно плотно и формы рун существовали в нём сами по себе. Эрили стали делать упор на мантрах, чтобы вызывать матрицу рун, в то время как их предшественники в совершенстве пользовались отдельными рунами. Скальды же создали поэзию — сосредоточились на звучании слов, скрывая в этих словосочетаниях работающие мантры. С помощью сложного ритма и необычных рифм они создавали в пространстве причудливые энергетические конструкции (заклинания). Музыкальная составляющая обогатила руническую магию точной частотной настройкой. Так, низкочастотный аккомпанемент (барабаны) воздействовал на муладхару и свадхистану, струнные инструменты — на манипуру и анахату, духовые — на вишудху, аджну, сахасрару.

традиция эрилей

Разделение скальдической поэзии на жанры с такой точки зрения становится более очевидным: драпа — высокочастотное заклинание, поднимающее точку сборки объекта воздействия (отсюда восхваляющие песни для конунгов и других правителей); нид — противоположность драпы, опускающая точку сборки вниз, что является разновидностью порчи; мансёнг — искусство привораживания, плетения связи в нижнем частотном диапазоне (свадхистане).

Группы рун и составление заклинаний

атт рун Речи

Известно, что рунический алфавит, названный по шести первым буквам, Футарк, состоит из 24 рун и разделён на 8 групп (аттов). Скальды использовали в своём творчестве полные сочетания в зависимости от качества атта, необходимого в той или иной ситуации.

Например, для драпы, усиливающей способности полководца, в стихотворение вплетали атт Победы (руны Феху, Хагалаз, Тейваз). В заклинании для успешного виноделия использовали атт Пива (Уруз, Наутиз, Беркана), атт повивальных рун (Ансуз, Джера, Маннас) применялись в мансёнгах и заклинаниях, связанных с беременностью. Для заклинаний, способных излечить болезни — атт целительских рун (Кена, Перт, Ингуз), для усиления ораторских способностей применяли атт Речи (Гебо, Альгис, Дагаз) и т.д.

Именно атт Речи служил для скальдов опорой в их деятельности. Руны этого атта позволяли им говорить на языке Системы и менять локальный договор. Руна Гебо давала возможность говорить от имени высшего сознания, Альгис давала силу преодолевать инерцию и приобретать власть над другими сознаниями, с помощью руны Дагаз скальд включался в информационный Договор и имел возможность формировать и менять его.

Каждая из рун, кроме названия, имеет свою собственную мантру. При создании заклинания скальд сочинял стихотворение таким образом, чтобы, сохраняя ритмику и рифму, незаметно для всех вплести в него мантры того или иного атта.

Например, для составления заклинания на лечение сердца нужно использовать руны Кено, Перт и Ингуз. Их мантры — Кау, Рэй, Ньюгг. Спрятав руны, можно составить нечто подобное:

Любит конь скакать на югг,
На скаку быстрее вьюг.
Рыжий, эй, постой, не трусь,
Я сейчас тобой займусь.

В дополнение, в такие стихотворения можно вводить обозначения цветов, задавая частоту определённой чакры.

Отсюда у современных историков и возникают споры о «бессмысленности» такой поэзии, а филологов сводят с ума сложнейшие обороты речи и огромные аллегорические конструкции из кёнингов. Но именно такие стихотворения и содержат в себе силу и Магию.

группы рун

Известные скальды и примеры их поэзии

 До нас дошли упоминания примерно о трёхста скальдах. Многие из них перечислены в прозаическом произведении Снорри Стурлусона «Skáldatal» (Каталог поэтов). Среди известных имён: Браги Боддасон (Браги Старый), Торбьёрн Хорнклови и Эгиль Скаллагримссон. На примере этих личностей будет интересно проследить и попрбовать почувствовать в оригиналах их текстов силу и ту энергетическую структуру, которую они вкладывали при создании.

Браги Боддасон (Браги Старый)

Браги Боддасон (Браги Старый)

Норвежский скальд. Исландия еще не была заселена в его время, но его стихи сохранились только в исландской традиции. Это древнейшие сохранившиеся скальдические стихи. Браги упоминается в древнеисландских источниках как предок ряда исландцев, живших в IX–X вв. Судя по его месту в родословных этих исландцев, он жил в первой половине IX в.

В исландской сохранился рассказ, в котором Браги выступает то ли как прорицатель, то ли как мудрец: он гостит у норвежского конунга Хьёра и, смотря на игру трех мальчиков — двух сыновей этого конунга и сына рабыни, на которого жена конунга обменяла своих сыновей, так как они были черные с лица, обнаруживает подмену и высказывает своё знание в восьмистрочной висе.

Упоминается также ас (т. е. бог) Браги. Так, в «Младшей Эдде» говорится: «Есть ас по имени Браги. Он славится мудростью, а пуще того даром слова и красноречием. Особенно искусен он в поэзии, и поэтому его именем называют поэзию».

Отрывок из драпы о Рагнаре (Ragnarsdrápa):
1
Vilið, Hrafnketill, heyra
hvé hreingróit steini
Þrúðar skal ek ok þengil
þjófs ilja blað leyfa? 

2
Nema svá at góð ins gjalla
gjöld baugnafaðs vildi
meyjar hjóls inn mæri
mögr Sigurðar Högna.

3
Knátti eðr við illan
Jörmunrekkr at vakna
með dreyrfár dróttir
draum í sverða flaumi.
Rósta varð í ranni
Randvés höfuðniðja,
þá er hrafnbláir hefndu
harma Erps of barmar.

4
Flaut of set við sveita
sóknar álfs á gólfi
hræva dögg þars höggnar
hendr sem fœtr of kendu.
Fell í blóði blandinn
brunn ölskakki runna
— þat er á Leifa landa
laufi fátt — at haufði.

Торбьёрн Хорнклови

 Норвежский скальд IX в., известен как скальд одного из самых знаменитых и могущественных конунгов Норвегии — Харальда по прозвищу Прекрасноволосый (ок. 860–933гг.).

До нас дошли два крупных творения скальда, и оба посвящены его покровителю. «Глюмдрапа» (Glymdrápa, название можно перевести как «Драпа шума битвы» (glymr — шум боя)), является, наверное, самой ранней из известных поэм-восхвалений конунгов. От неё сохранилось лишь несколько строф. Другое произведение Торбьёрна, «Песнь о Харальде», отрывок из неё:

1
Hlýði hringberendr,
meðan frá Haraldi
segik odda íþróttir
hinum afarauðga;
frá málum munk segja,
þeim’s ek mey heyrða
hvíta haddbjarta,
es við hrafn dœmði.

2
Vitr þóttisk valkyrja;
verar né óru
þekkir svá hinni fránleitu,
es fugls rödd kunni.
Kvaddi hin glæhvarma
ok hin kverkhvíta
Hymis hausrofa,
es sat á horni vinbjarga.

3
«Hvat es yðr, hrafnar,
hvaðan eruð komnir
með dreyrgu nefi
at degi öndurðum?
Hold loðir yðr í klóum,
hræs þefr gengr ór munni,
nær hykk í nótt bjogguð
því’s vissuð nái liggja».

4
Hreyfðisk hinn hösfjaðri
ok of hyrnu þerði,
arnar eiðbróðir,
ok at andsvörum hugði:
«Haraldi vér fylgðum,
syni Halfdanar,
ungum öðlingi,
síts ór eggi kómum.

Песнь начинается с призыва скальда выслушать его речи (можно вспомнить аналогичный зачин, видимо, связанный с устным исполнением произведений перед слушателями, в «Прорицании вёльвы»). В дальнейшем песнь строится как услышанный скальдом диалог валькирии и ворона, что прилетел с поля брани. Ворон рассказывает о могучем конунге, которого знает с детства, о его победе в битве при Хаврсфьорде на юго-западе Норвегии, о славной дружине вождя, о поэтах и милости к ним правителя, о шутах, забавляющих придворных. В тексте можно найти интересные детали быта, вроде игры в хнеттавль с бросками кости или того, что конунг сам выбирает драгоценные кольца-браслеты для награды скальдам.

Эгиль Скаллагримссон

Эгиль Скаллагримссон

Бесспорно самый выдающийся из скальдов. Годы его жизни примерно 910–990. О нём много рассказывается в «Саге об Эгиле», одной из лучших исландских «родовых саг».

Эгиль, как его образ встаёт из саги, был не только вдохновенным поэтом, но также воинственным викингом, беспощадным к врагам и жадным на добычу. В саге так описывается его внешность: «У Эгиля было крупное лицо, широкий лоб, густые брови, нос не длинный, но очень толстый, нижняя часть лица широкая и длинная, подбородок и скулы широченные. У него была толстая шея и могучие плечи. Он выделялся среди других людей своим суровым видом и в гневе был страшен. Он был статен и очень высок ростом. Волосы у него были цветом как у волка, но он рано стал лысеть».

Сохранились три больших произведения Эгиля — «Выкуп головы», «Утрата сыновей» и «Песнь об Аринбьёрне», а также фрагменты «Драпы об Адальстейне» и двух щитовых драп и 46 отдельных вис.

Отрывок драпы об Адальстейне:

1
Nú hefr fald-Gnáar felda,
fellr jörð und nið Ellu,
hjaldr-snerrandi, harra
höfuðbaðmr þría jöfra;
Aðalsteinn of vann annat,
alt’s lægra kynfrægjum
(hér sverjum þess, hyrjar
hrannbrjótr) konungmanni.

 2
Nú liggr hæst und hraustum
hreinbraut Aðalsteini.

Заключение

Понимая теперь всю глубину и историческое наследие этого древнего магического искусства, творчество скальдов открывается в совершенно новом свете. Скальдическое искусство — прямое продолжение и новый эволюционный виток рунической магии, взявшей за основу знания и магическое наследие предков.

Традиции северного народа всегда привлекали своей таинственностью за кажущейся простотой, но, как мы видим, таят в себе намного больше смысла, объёма и истинной силы, чем может показаться на первый взгляд.

(с) Дмитрий И.

 Источники:

  1. «Поэзия скальдов». — Л., 1979. —перевод С. В. Петрова, комментарии иприложения М. И. Стеблин-Каменского
  2. «Поэзия скальдов». — Л., 1979. — Гуревич ЕА, Матюшина И.Г.
  3. «Древняя Русь в свете зарубежных источников. Том 5»
    Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова
  4. «Руническая магия по кодексу Одина» Б. Моносов
  5. «Руническая Магия» А. Платов
  6. «Из скальдической поэзии» Е.А. Гуревич
  7. «Круг Земной» Снорри Стурлуссон
  8. «Младшая Эдда» Снорри Стурлуссон

Читайте также: Магия Ведьм

Поделиться ссылкой >>